Создано 30.08.2023г
Организации, которые будут хранить, перерабатывать и поставлять в торговые точки сельскохозяйственную продукцию малых агропредприятий, смогут рассчитывать на государственную поддержку. Решит ли это проблему сбыта фермерской продукции и что еще необходимо сделать в этом направлении?
Вопрос, куда сбывать произведенную сельхозпродукцию, по-прежнему остается головной болью для фермерских хозяйств. С торговыми сетями у малых сельхозпроизводителей отношения не заладились с самого начала. Требования к упаковке и объемам поставок, да еще и немалая плата «за полку» стали по сути заградительным барьером для фермерской продукции.
При этом большинство потребителей отдает предпочтение товарам «с поля», чем доставленному за тысячи километров импорту. Альтернативой сетям могли бы стать городские ярмарки, однако и туда фермерам попасть непросто. «Торговать на ярмарке выходного дня для фермера большая проблема, — рассказал председатель совета Московского крестьянского союза Рамиль Булатов, фермер из Подмосковья. — Чтобы получить бесплатное место, нужно успеть подать электронную заявку. Информации о начале подачи таких заявок в открытом доступе не найти. В результате за считаные минуты все места оказываются разобранными. Поэтому на «фермерских» ярмарках за прилавком редко встретишь настоящего фермера».
Кроме того, по его словам, для того чтобы поторговать на площадке два дня, необходимо собрать массу документов: медицинскую книжку, сертификат, подтверждающий качество товара, и т.д. «Приходится тратить уйму времени на собирание бумаг, а не на саму работу. А мне некогда», — отмечает Рамиль Булатов.
Трудно встретить фермера и в красивых павильонах «Московских ярмарок». Из-за высокой платы за аренду павильоны стоят полупустые и сегодня потихоньку начинают закрываться, ведь муниципалитету гораздо выгоднее построить на этом месте многоэтажный торгово-офисный центр. Цифры Росстата подтверждают эту тревожную тенденцию — специализированных сельскохозяйственных рынков за последние восемь лет стало меньше на 42 процента, а колхозных кооперативных рынков — на 52 процента.
«В условиях, когда нарастает продовольственная инфляция, такая ситуация недопустима. Мелкие сельхозпроизводители со своей продукцией должны иметь прямой выход на потребителя», — считает первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Сергей Митин. В разговоре с «Парламентской газетой» он отметил важность создания инфраструктуры реализации фермерской продукции. О том, как именно будет создаваться такая инфраструктура, сенатор рассказал на примере внесенного в Госдуму в июне законопроекта с поправками в закон о развитии сельского хозяйства, авторами которых являются члены обеих палат парламента.
Сергей Митин напомнил, что в законе о развитии сельского хозяйства есть пятнадцать направлений, по которым государство оказывает поддержку сельхозпроизводителям. «В законопроект мы предлагаем добавить еще одно — субсидирование организаций, занимающихся сбытом сельскохозяйственной продукции малых предприятий», — отметил сенатор. Под такими организациями понимаются оптово-распределительные центры, которые будут осуществлять централизованные закупки у сельхозтоваропроизводителей, а также ее последующую переработку и сбыт в торговые точки и предприятия общественного питания.
Эксперты уже нарекли такие организации агроагрегаторами. Впрочем, новизны, кроме названия, в этом нет. Ведь именно такие функции были возложены в советские времена на сельхозпотребкооперацию. И система эта со своими задачами успешно справлялась. «В некоторых регионах кооперативы в виде объединений нескольких фермеров сохранились и сегодня, однако без господдержки их возможности остаются скромными. А ведь необходимо и склады арендовать, и оборудование для переработки закупить, и логистику оплачивать. Поэтому подключение в эту сферу государственного субсидирования значительно упростит сбыт продукции для фермерских хозяйств», — считает Сергей Митин.
Он также подчеркнул, что законопроект решает и другую важную задачу. Он позволяет определить, какая именно продукция будет считаться фермерской. Это сельскохозяйственная продукция, произведенная микро- и малыми сельхозпредприятиями (численность работников до ста человек), а также личными подсобными хозяйствами, зарегистрированными как самозанятые. «Личные подсобные хозяйства сейчас практически не могут зайти в торговые точки (в законодательстве продукция ЛПХ значится только для личного употребления), поэтому в случае принятия поправок это будет большой шаг вперед», — отметил Сергей Митин.
Вместе с тем у фермерского сообщества идея создания системы агроагрегаторов вызывает настороженную реакцию. Их позицию изложил «Парламентской газете» первый заместитель председателя аграрного комитета Госдумы Владимир Плотников. «Пока в законопроекте понятие сбытовых организаций для фермерской продукции довольно расплывчатое», — отметил он. Суть опасений фермеров в том, что под красивой вывеской агроагрегаторов могут быть созданы чисто коммерческие структуры, которые по сути ничем не будут отличаться от уже существующей армии посредников, роль которых в накручивании цен на сельхозпродукцию крайне негативна. При этом их создание будет вестись с господдержкой, и деньги на это будут взяты из общего федерального транша (он выдается каждому региону на поддержку сельхозпроизводства).
«Появление нового посредника фермеру точно не поможет и цены для потребителя не понизит. Поэтому ставку необходимо делать на развитие сельской кооперации, которая создается на основе объединения фермерских хозяйств. Такие кооперативы в некоторых местах уже созданы и успешно решают задачи поставок продукции малых сельхозпроизводителей в торговлю. Именно им очень нужна сегодня предполагаемая в законопроекте государственная поддержка. А там, где кооперативов еще нет, их нужно создавать», — считает Владимир Плотников. Он сообщил, что поступивший в Госдуму законопроект к осени будет доработан с учетом замечаний от фермеров всех регионов.
При этом большинство потребителей отдает предпочтение товарам «с поля», чем доставленному за тысячи километров импорту. Альтернативой сетям могли бы стать городские ярмарки, однако и туда фермерам попасть непросто. «Торговать на ярмарке выходного дня для фермера большая проблема, — рассказал председатель совета Московского крестьянского союза Рамиль Булатов, фермер из Подмосковья. — Чтобы получить бесплатное место, нужно успеть подать электронную заявку. Информации о начале подачи таких заявок в открытом доступе не найти. В результате за считаные минуты все места оказываются разобранными. Поэтому на «фермерских» ярмарках за прилавком редко встретишь настоящего фермера».
Кроме того, по его словам, для того чтобы поторговать на площадке два дня, необходимо собрать массу документов: медицинскую книжку, сертификат, подтверждающий качество товара, и т.д. «Приходится тратить уйму времени на собирание бумаг, а не на саму работу. А мне некогда», — отмечает Рамиль Булатов.
Трудно встретить фермера и в красивых павильонах «Московских ярмарок». Из-за высокой платы за аренду павильоны стоят полупустые и сегодня потихоньку начинают закрываться, ведь муниципалитету гораздо выгоднее построить на этом месте многоэтажный торгово-офисный центр. Цифры Росстата подтверждают эту тревожную тенденцию — специализированных сельскохозяйственных рынков за последние восемь лет стало меньше на 42 процента, а колхозных кооперативных рынков — на 52 процента.
«В условиях, когда нарастает продовольственная инфляция, такая ситуация недопустима. Мелкие сельхозпроизводители со своей продукцией должны иметь прямой выход на потребителя», — считает первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Сергей Митин. В разговоре с «Парламентской газетой» он отметил важность создания инфраструктуры реализации фермерской продукции. О том, как именно будет создаваться такая инфраструктура, сенатор рассказал на примере внесенного в Госдуму в июне законопроекта с поправками в закон о развитии сельского хозяйства, авторами которых являются члены обеих палат парламента.
Сергей Митин напомнил, что в законе о развитии сельского хозяйства есть пятнадцать направлений, по которым государство оказывает поддержку сельхозпроизводителям. «В законопроект мы предлагаем добавить еще одно — субсидирование организаций, занимающихся сбытом сельскохозяйственной продукции малых предприятий», — отметил сенатор. Под такими организациями понимаются оптово-распределительные центры, которые будут осуществлять централизованные закупки у сельхозтоваропроизводителей, а также ее последующую переработку и сбыт в торговые точки и предприятия общественного питания.
Эксперты уже нарекли такие организации агроагрегаторами. Впрочем, новизны, кроме названия, в этом нет. Ведь именно такие функции были возложены в советские времена на сельхозпотребкооперацию. И система эта со своими задачами успешно справлялась. «В некоторых регионах кооперативы в виде объединений нескольких фермеров сохранились и сегодня, однако без господдержки их возможности остаются скромными. А ведь необходимо и склады арендовать, и оборудование для переработки закупить, и логистику оплачивать. Поэтому подключение в эту сферу государственного субсидирования значительно упростит сбыт продукции для фермерских хозяйств», — считает Сергей Митин.
Он также подчеркнул, что законопроект решает и другую важную задачу. Он позволяет определить, какая именно продукция будет считаться фермерской. Это сельскохозяйственная продукция, произведенная микро- и малыми сельхозпредприятиями (численность работников до ста человек), а также личными подсобными хозяйствами, зарегистрированными как самозанятые. «Личные подсобные хозяйства сейчас практически не могут зайти в торговые точки (в законодательстве продукция ЛПХ значится только для личного употребления), поэтому в случае принятия поправок это будет большой шаг вперед», — отметил Сергей Митин.
Вместе с тем у фермерского сообщества идея создания системы агроагрегаторов вызывает настороженную реакцию. Их позицию изложил «Парламентской газете» первый заместитель председателя аграрного комитета Госдумы Владимир Плотников. «Пока в законопроекте понятие сбытовых организаций для фермерской продукции довольно расплывчатое», — отметил он. Суть опасений фермеров в том, что под красивой вывеской агроагрегаторов могут быть созданы чисто коммерческие структуры, которые по сути ничем не будут отличаться от уже существующей армии посредников, роль которых в накручивании цен на сельхозпродукцию крайне негативна. При этом их создание будет вестись с господдержкой, и деньги на это будут взяты из общего федерального транша (он выдается каждому региону на поддержку сельхозпроизводства).
«Появление нового посредника фермеру точно не поможет и цены для потребителя не понизит. Поэтому ставку необходимо делать на развитие сельской кооперации, которая создается на основе объединения фермерских хозяйств. Такие кооперативы в некоторых местах уже созданы и успешно решают задачи поставок продукции малых сельхозпроизводителей в торговлю. Именно им очень нужна сегодня предполагаемая в законопроекте государственная поддержка. А там, где кооперативов еще нет, их нужно создавать», — считает Владимир Плотников. Он сообщил, что поступивший в Госдуму законопроект к осени будет доработан с учетом замечаний от фермеров всех регионов.
Подробнее читайте на © DairyNews.today https://dairynews.today/news/v-gosdume-dorabotayut-zakonoproekt-podderzhivayushch.html