Создано 27.11.2024г
Увеличение числа опорных сельских населенных пунктов и расширение финансирования за счет зачисления в бюджеты сельских администраций налога на доходы местного населения помогут снизить риски социально-экономического развития, с которым сейчас сталкиваются российские села, считает руководитель Всероссийского института аграрных проблем и информатики имени А.А. Никонова (филиал ФГБНУ ФНЦ ВНИИЭСХ) Андрей Петриков.
Есть и целый ряд других вопросов, требующих, по мнению академического сообщества, изменения существующего подхода: они касаются критериев деления населенных пунктов на сельские и городские и расширения занятости на селе не только за счет аграрных специальностей. Не менее важно снижение межрегиональных различий в качестве жизни и изменения налоговой политики в отношении таких территорий, сообщил он в ходе заседания совета по вопросам агропромышленного комплекса и природопользования при Совете Федерации.
Больше внимания сельским территориям должно быть уделено в стратегии пространственного развития — документе, разработанном правительством для обеспечения национальной безопасности, для устойчивого и сбалансированного пространственного развития страны. В концепции стратегии определен перечень опорных населенных пунктов, выработанный с целью формирования системы расселения и территориальной организации страны.
Классификация включает четыре категории таких пунктов (всего их 2319): новые точки роста, городские агломерации, стратегические населенные пункты, а также иные — в количестве 1709, выполняющие функции опорных, в том числе и сельские. Такого количества для полноценного развития села недостаточно, считает эксперт, обращая внимание и на отсутствие критериев выделения именно для сельских территорий.
«Проект новой стратегии пространственного развития России до 2030 года, к сожалению, не содержит раздела по сельским территориям. Проблемы села предполагается решать путём приоритетного развития 2000 опорных населённых пунктов, куда входят как села, так и города с населением до 50000 человек. Возникает и более общий вопрос — достаточно ли такого количества опорных пунктов для обслуживания прилегающих сельских территорий, и не приведёт ли это к ещё большему перераспределению средств в городскую местность», — заметил он.
Кроме того, в федеральном законодательстве не установлен критерий деления населённых пунктов и районов на сельские и городские, а это «приводит к утрате сельским населением ряда федеральных льгот и перекачке финансовых средств, изначально предназначенных для села, в города». «Сеть опорников следует существенно расширить, и прежде всего за счёт сельских населённых пунктов, выполняющих функции межселенного обслуживания», — считает Андрей Петриков.
Нерешённой задачей, по его мнению, остаётся и создание на селе рабочих мест для высвобождаемых из сельского хозяйства работников: «В течение 2009-2022 годов из аграрного сектора уволилось более полутора миллионов человек, в то время как несельскохозяйственных отраслях на селе трудоустроилось только 760 тыс. человек или 49% от уволенных. Количество альтернативных рабочих мест должно быть по меньшей мере удвоено».
ВЕРНУТЬ НДФЛ
Актуальной задачей эксперт также считает повышение финансовой самостоятельности муниципалитетов, прежде всего — сельских поселений, в связи с чем было бы целесообразно «проработать вопрос о зачислении в бюджеты сельских администраций и малых городов налогов на доходы физических лиц, постоянно проживающих в них, но работающих за пределами своих населённых пунктов».
«Как показала перепись населения 2020 года, численность таких граждан среди сельского населения составляет около 4,3 млн человек, или 30% всего занятого сельского населения, что гораздо больше, чем в городах. Они вынужденно покидают свои населённые пункты и по месту новой работы платят НДФЛ. Возвращение этих налоговых отчислений в сельские поселения будет сопоставимо с их собственными доходами этих поселений», — считает Андрей Петриков.
Крайне актуальным является и выравнивание межрегиональных различий в уровне развития села: сейчас регионы заметно различаются по уровню и качеству жизни, поэтому требуются меры по снижению такой дифференциации. В программе КРСТ все регионы участвуют на общих основаниях, но, по мнению ученых, субъекты РФ с относительно низкими показателями уровня сельской жизни и меньшей бюджетной обеспеченностью нуждаются в большей поддержке.
РАБОТА ИДЕТ
Министр сельского хозяйства Оксана Лут, выступая на заседании, напомнила, что со следующего года механизм госпрограммы «Комплексное развитие сельских территорий» будет трансформирован под новые, обозначенные президентом национальные приоритеты, по развитию опорных пунктов.
«Регионы сейчас с нашей помощью прорабатывают планы развития опорных населённых пунктов и прилегающих территорий, опираясь на анализ и прогноз демографических тенденций, экономического потенциала, инфраструктурной обеспеченности — то есть на все сферы жизни, которые присущи каждому населённому пункту», — сообщила министр.
По ее словам, отдельный вопрос, который связан с работой отрасли как базовой для российской экономики – обеспеченность кадрами. Сейчас в сельском хозяйстве занято 6 млн человек, но за последние годы фиксируется серьёзный отток, преимущественно связанный с возрастным уровнем работников.
«По нашим оценкам, по оценкам экспертов, работает всего 9% молодых специалистов Остальное население — более старшего возраста, достаточно много предпенсионных и пенсионных работников. Поэтому мы видим, что за прошлый год, как мы неоднократно уже говорили, больше 200 тыс. людей покинуло нашу отрасль», — сообщила Оксана Лут. Министерство ставит перед собой задачу создания системы подготовки кадров, которая будет предусматривать вовлечение в профессию молодёжи с более ранних возрастов, напомнила она – прежде всего за счет агроклассов.
Поэтому сейчас разработана дорожная карта по внесению изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования: к пяти профилям обучения добавится ещё один – агротехнологический Также министерство в рамках нацпроекта «Технологическое обеспечение продовольственной безопасности», который должен запуститься со следующего года, разработало федеральный проект «Кадры в АПК», рассчитывая добиться укомплектованности предприятий отрасли сотрудниками на уровне не менее 95%.
Министр также отметила, что мероприятия госпрограммы КРСТ в той или иной мере охватили каждого третьего жителя сельских территорий; в перспективе планируется сохранить все действующие в ее рамках механизмы. «Одним из важнейших условий полноценной реализации мероприятий программы является объём финансирования. С 2020 по 2024 год он составил почти 263 миллиарда рублей, и мы очень надеемся, что в 2025 году объём финансирования фактически увеличится до 115 миллиардов рублей – безусловного рекорда», — сообщила Оксана Лут.