Принят Государственной Думой России Федеральный закон от 31.07.2020года № 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", который вступает в силу с 01.07.2021года.данный закон устанавливает новый порядок организации и осуществления государственного и муниципального контроля, а также определяется деятельность контрольных (надзорных органов), целью которых является предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований.
Для пресечения, профилактики нарушений, оценки соблюдения гражданами и организациями обязательных требований, выявления нарушений, устранения последствий допущенных нарушений доводим до сельхозтоваропроизводителей информацию об изменении в законодательстве.
Кроме того принят Федеральный закон от 22.12.2020 года № 520-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О зерне" и статью 14 Федерального закона "О развитии сельского хозяйства", данный закон вступает в силу с 01.01.2022 (за исключением отдельных приложений).
В соответствии со статьей 3 данный документ вступает в силу с 01 января 2022 года, за исключением пункта 11 статьи 1, вступающего в силу с 01 июля 2021 года (п.11 ст1"Федеральный государственный контроль (надзор) в области обеспечения качества и безопасности зерна и продуктов переработки зерна осуществляется уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти.
Предметом федерального государственного контроля (надзора) в области обеспечения качества и безопасности зерна и продуктов переработки зерна является соблюдение товаропроизводителями требований к обеспечению качества и безопасности зерна и продуктов переработки зерна и связанных с ними требований к процессам производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации, предусмотренных законодательством Российской Федерации и (или) техническими регламентами Евразийского экономического союза, при закупках зерна для государственных нужд, закладке, хранении и транспортировке в составе государственного резерва, при ввозе зерна и продуктов переработки зерна, а также при вывозе зерна и продуктов переработки зерна (в части соблюдения обязательных требований, предъявляемых к зерну и продуктам переработки зерна при осуществлении экспортных операций.")
Настоящий Закон определяет правовые основы развития зернового комплекса Российской Федерации, являющегося совокупностью видов сельскохозяйственной и иной деятельности, связанной с производством (выращиванием зерновых культур), перевозкой , хранением, обработкой, переработкой, реализацией и утилизацией зерна и продуктов переработки зерна на внутреннем и внешних рынках.
Основными целями закона являются - развитие производства зерна, формирование конкурентной среды, развитие экспорта зерна, а также формирование системы контроля качества выращенного зерна.
Сельхозтоваропроизводители, компании, которые производят, перерабатывают, хранят, транспортируют, реализуют зерно и продукты его переработки обязаны будут регистрироваться в единой системе и вносить в нее данные (сопроводительные документы (СДИЗ)), в которых содержится информация о партии зерна или продуктов его переработки для прослеживаемости при перевозке любым видом транспорта и выпуске. Без СДИЗ нельзя будет продать зерно на территории России, экспортировать или импортировать.
Также внесены изменения и дополнения в статью 16 указанного закона ("Статья 16.Меры по развитию зернового комплекса применяются в соответствии с настоящим Законом,Федеральным законом от 29 декабря 2006 года № 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации."), дополнена статьей 16.1 следующего содержания:
"Статья 16.1 Государственный мониторинг зерна представляет собой систему анализа и оценки объема и потребительских свойств зерна, произведенного на территории Российской Федерации, перечень которых для целей настоящей статьи утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно - правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса.
Государственный мониторинг зерна осуществляется в целях предоставления сельскохозяйственным товаропроизводителям достоверных данных о потребительских свойствах зерна в месте его выращивания и обеспечения органов государственной власти информацией о потребительских свойствах зерна.
Объектом государственного мониторинга зерна является зерно в период уборки урожая в месте выращивания с географическим указанием.
Государственный мониторинг зерна осуществляется уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти и поведомственными им федеральными государственными бюджетными учреждениями в порядке, установленном Правительством Российской федерации.".
Также внесены изменения в Федеральный закон от 19.07.1997 № 109-ФЗ "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами" в части совершенствования государственного контроля (надзора) в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами"(Федеральный закон от 30.12.2020 № 522- ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами" который вступает в силу с 29.06.2021 года. В указанном законе усовершенствуется государственный контроль за обращением с пестицидами и агрохимикатами, подразумевающий создание федеральной государственной информационной системы их прослеживаемости. Сельхозтоваропроизводителям необходимо обратить внимание на изменение статей 15,22,24,26 и др.