Создано 18.11.2021г
Источник https://vrnikc.ru/news/kakie-bolezni-zhivotnyh-predstavlyayut-ugrozu-promyshlennomu-zhivotnovodstvu/
Представляем авторскую колонку научного редактора федерального издания «Ветеринария и жизнь» Артема Метлина, начальника службы по международному сотрудничеству Федерального центра охраны здоровья животных (ФГБУ «ВНИИЗЖ» Россельхознадзора).
Основную угрозу промышленному животноводству представляют трансграничные болезни животных – большая группа инфекций с общими характеристиками: высокой контагиозностью, устойчивостью возбудителей во внешней среде и способностью наносить огромные экономические потери. Некоторые из этих заболеваний являются зоонозами, т. е. представляют реальную угрозу здоровью человека.
Сегодня чаще животноводов волнует ситуация с заболеваниями, которые наносят ущерб здесь и сейчас (грипп, АЧС и др.) либо по которым имеются значительные торговые ограничения и для их снижения необходимо получать статусы благополучия МЭБ (ГЭ КРС, ящур, КЧС, ЧМЖ, КПП). Однако существуют и более глобальные вызовы, которые при развитии негативного сценария будут влиять на работу всей системы обеспечения ветеринарной безопасности, а также производства животноводческой продукции.
Одним из наиболее известных на сегодня трансграничных зоонозов является новая коронавирусная инфекция (COVID-19). Вирус относительно легко преодолевает видовые барьеры и вызывает клиническое заболевание как у человека, так и у животных. Сама же пандемия COVID-19 уже приняла затяжной характер. Это не может не сказаться на эффективности работы ветеринарных и других служб как в России, так и за рубежом. С другой стороны, изменение климата приводит, в свою очередь, к изменению ареалов обитания насекомых – переносчиков инфекционных болезней. Активное же развитие международной торговли и туристических связей оставило далеко позади тот функционал, который мог бы позволить предотвратить развитие негативного сценария как по АЧС, так и по ЗУД, распространение которых можно было бы упредить, активно и своевременно применяя ветеринарно-санитарные меры. И если с ЗУД проблему удалось решить благодаря гетерологичной вакцине производства ФГБУ «ВНИИЗЖ» и вовремя сделанному Информационно-аналитическим центром Россельхознадзора прогнозу о наличии соответствующей угрозы, за чем последовало фактически стократное увеличение производства данного препарата, то ситуация с АЧС намного сложнее. Ведущие мировые научные центры ведут разработку вакцины для профилактики этого заболевания, однако появление такого препарата в ближайшей перспективе не предвидится ввиду крайней сложности патогенеза возбудителя. Заболевание тем временем поразило всю Евразию и готово «покорять» другие континенты.
Не менее сложная ситуация с высокопатогенным гриппом птиц, который распространяется дикими перелетными птицами и уже привел к уничтожению всего поголовья на нескольких крупных птицеводческих предприятиях. Здесь ситуация осложняется тем, что вирус может циркулировать на вакцинированном поголовье, мутировать под воздействием защитных сил организма, в том числе противовирусных антител, а затем вызывать заболевание вновь.
Осложняется ситуация и трудностями контроля личных подсобных хозяйств граждан, низким до неприемлемого уровнем биобезопасности ряда животноводческих предприятий, формальным отношением к выполнению ветеринарно-санитарных норм, отсутствием должного уровня транспарентности наших торговых партнеров, попытками скрыть наличие болезни на предприятиях.
Не следует забывать и о других особо опасных трансграничных болезнях. Периодически случаются вспышки оспы овец и оспы коз, а чума мелких жвачных животных уже фактически у нас на пороге. Сегодня мы проводим серологический мониторинг и поддерживаем запас вакцины, но, несмотря на это, в случае попадания вируса в интактную популяцию российского мелкого рогатого скота, которая увеличивается год от года, ущерб, связанный с высокой летальностью заболевания, может быть огромным.
Не знакома Россия пока и с африканской чумой лошадей (АЧЛ) – болезнью, основным резервуаром которой являются африканские зебры, ареал обитания которых сегодня несколько ограничен. Однако это не мешает АЧЛ периодически появляться далеко за пределами Африки, например в Таиланде. Это может говорить о том, что заболевание может попасть и в РФ. И хотя популяция восприимчивых животных (лошадей, ослов, мулов) в нашей стране невелика, отсутствие мониторинга заболевания и средств его специфической профилактики может не позволить вовремя отреагировать на вспышку и купировать ее.