Создано 01.03.2022г
В современных условиях сельскохозяйственное производство невозможно вести без применения средств защиты растений и агрохимикатов. В перечне пестицидов и агрохимикатов, разрешенных к применению в Российской Федерации, зарегистрировано около 2000 препаратов, каждый из которых имеет тару. Ежегодно образуется более 7000 тонн полимерных отходов в виде канистр из-под средств защиты растений, а также биг- бегов из-под минеральных удобрений. Объемы применения агрохимии на полях растут, соответственно растет количество отходов, эти отходы относятся к 3-4 классу опасности.
При применении пестицидов образуются отходы - полимерные канистры из под химических средств защиты растений (далее-ХСЗР), которые вошли в перечень товаров, обязательных для утилизации в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
Проблема утилизации тары из-под пестицидов с каждым годом становится все более значимой. Практика показывает, что сельхозтоваропроизводители утилизируют тару сжиганием, передачей в качестве отходов или продажей канистр в качестве вторичного сырья. Такие методы утилизации тары наносят огромный ущерб экологии.
Согласно статье 14 вышеуказанного закона индивидуальные предприниматели,юридические лица в процессе деятельности которых образуются отходы 1-5 классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности.
Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 08.12.2020 № 1026 «Об утверждении порядка паспортизации и типовых форм паспортов отходов I-IV классов опасности» утвержден Порядок паспортизации отходов 1 — 4 классов опасности (далее Порядок). Данный Порядок устанавливает требования к выполнению работ по составлению, переоформлению и утверждению паспортов отходов.
Паспорт отходов 1 4 классов опасности (далее — паспорт отходов) представляет собой документ, удостоверяющий принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности, содержащий сведения об их составе.
Согласно статье 3 приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 05.12.2014 № 541 «Об утверждении порядка отнесения отходов I - IV классов опасности к конкретному классу опасности» класс опасности вида отходов определяется его химическим и (или) компонентным составом, устанавливается на основании сведений, содержащихся в федеральном классификационном каталоге отходов (далее ФККО) и банке данных об отходах (далее — БДО).
ФККО - федеральный классификационный каталог отходов, утверждённый приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242 «Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов», представляет собой систематизированный свод кодов и наименований видов отходов.
Вид отходов, класс опасности которого требует подтверждения, признается соответствующим аналогичному виду отходов, включенному в ФККО и БДО, и имеющим такой же класс опасности при условии совпадения всех классификационных признаков.
Паспорт отходов составляется и утверждается индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, по типовой форме паспорта отходов 1 - 4 классов опасности, включенных в ФККО, согласно приложению № 2 приказа Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 08.12.2020 № 1026. Сформированный Паспорт отходов, включенных в ФККО, действует бессрочно, внесение изменений не допускаются.
Паспорт отходов, включенных в ФККО, подлежит переоформлению в следующих случаях:
- реорганизация юридического лица, изменение наименования юридического лица, адреса места нахождения, — для юридических лиц;
- изменения места жительства, фамилии, имени и отчества (при наличии) индивидуального предпринимателя, реквизитов документа, удостоверяющего его личность, — для индивидуальных предпринимателей.
Паспорт отходов сдавать в Росприроднадзор нет необходимости, он предоставляется при запросе контролирующим организациям.
На отходы, не включенные в ФККО, хозяйствующие субъекты обязаны подтвердить отнесение таких отходов к конкретному классу опасности в течение 90 дней со дня их образования.
Индивидуальные предприниматели и юридического лица для составления паспорта отходов, не включенных в ФККО, подтверждают отнесение отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
Паспорт отходов, не включенных в ФККО, составляется и утверждается юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями не позднее 30 календарных дней со дня получения информации о подтверждении отнесения данных отходов к конкретному виду и классу опасности территориальными органами Росприроднадзора по типовой форме паспорта отходов 1 — 4 классов опасности, не включенных в ФККО, согласно приложения № 3 приказа Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 08.12.2020 № 102 6.
Для обоснования подтверждения отнесения вида отходов необходимо предоставить в территориальный орган Росприроднадзора следующие документы:
- заявление о подтверждении отнесения вида отходов к конкретному классу опасности;
- сведения о происхождении отходов по исходному сырью и по принадлежности к определенному производству, технологическому процессу;
- копии документов, подтверждающие химический и (или) компонентный состав вида отходов, заверенные хозяйствующим субъектом, с приложением, в зависимости от способа определения химического и (или) компонентного состава - (в случае установления химического и (или) компонентного состава вида отходов посредством соответствующих измерений);
- документы и материалы, заверенные хозяйствующим субъектом, подтверждающие отнесение данного вида отходов к конкретному классу опасности - (при установлении класса опасности вида отходов);
- копии акта отбора проб отхода, проведенной аккредитованной испытательной лабораторией (центром);
- предложение о включении данного вида отходов в ФККО и также о присвоении ему соответствующего кода и наименования.
Согласно статье 28 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ неисполнение или ненадлежащее исполнение законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами должностными лицами и граждан влечет за собой дисциплинарную, административную, уголовную или гражданско — правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В части I статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее KoAП РФ) установлена административная ответственность за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 KoAП РФ влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административнoe приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
При этом согласно части 2 статьи 8.2 повторное в течение года совершение административного правонарушения, предусмотренного части 1 статьи 8.2 KoAП РФ, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц — от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятидесяти тысяч до семидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от двухсот пятидесяти тысяч до четырехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Административной ответственности также подлежат лица, допустившее неисполнение обязанности по разработке проектов нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение или направлению таких проектов на утверждение в уполномоченный орган, если такая обязанность установлена законодательством Российской Федерации, по отнесению отходов производства и потребления 1 — 5 классов опасности к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения или составлению паспортов отходов 1-4 классов опасности, по ведению учета в области обращения с отходами производства и потребления, по проведению мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов производства и потребления и в пределах их воздействия на окружающую среду, инвентаризации объектов размещения отходов производства и потребления, а также за превышение утвержденных лимитов на размещение отходов производства и потребления, невыполнение обязанности и дp.
Кроме этого, если производство запрещенных видов опасных отходов, транспортировка, хранение, захоронение, использование или иное обращение радиоактивных, бактериологических, химических веществ и отходов выполнялось с нарушением установленных правил и при этом создало угрозу причинения существенного вреда здоровью человека или окружающей среде, указанное деяние влечет за собой уголовную ответственность по статье 247 Уголовного кодекса РФ, санкцией которой предусмотрено, в том числе, лишение свободы.
Специалисты филиала ФГБУ «Россельхозцентр» по Воронежской области готовы оказать сельхозтоваропроизводителям области необходимую информационную и консультационную помощь по правилам обращения с тарой из-под химических средств защиты растений.
По всем интересующим вопросам можно обращаться в отдел защиты растений филиала ФГБУ «Россельхозцентр» по Воронежской области по телефону или в районные отделы филиала.