Административную ответственность за нарушение правил производства, транспортировки и применения пестицидов и агрохимикатов хотят усилить в разы. Это предусматривает законопроект, внесенный в Госдуму, — его уже одобрили 23 апреля комитеты Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности и по аграрно-продовольственной политике и природопользованию. Этот документ разработала Тюменская областная дума по просьбе пчеловодов и Россельхознадзора.
В ответ на чаяния пчеловодов
Количество погибших от отравления пестицидами пчелиных семей растет год от года, а штрафы за неправильное обращение с ядохимикатами не пересматривали с 2007 года, отметили тюменские депутаты. Инспекторы Россельхознадзора в 2022 году рассмотрели 783, а в первом полугодии 2023 года уже 144 жалобы на гибель пчел из-за возможного нарушения регламентов применения пестицидов, сказано в пояснительной записке к законопроекту. У организаций пчеловодов тоже есть своя статистика — по их данным, от отравления пестицидами в 2023 году погибло 14 665 пчелиных семей в 23 регионах.
При этом неправильное применение ядохимикатов вредит не только пчелам и окружающей среде, но и угрожает здоровью и жизни человека. Так, из-за несоблюдения норм применения гербицидов, которые используют для уничтожения сорняков, в России ежегодно умирает 14 тысяч человек, а в 700 тысячах случаев пестициды становятся причиной заболеваний, говорится в пояснении к документу.
Как отметил член Комитета Совфеда по Регламенту и организации парламентской деятельности Виктор Зобнев, усиление ответственности в этой сфере, предлагаемое тюменскими депутатами, обусловлено позицией общественных организаций пчеловодов и Россельхознадзора. «Они считают действующие штрафы несоразмерно низкими с тяжестью последствий, возникших вследствие нарушения правил оборота пестицидов», — указал сенатор.
В полтора раза дороже
Законопроект ужесточает ответственность за неправильное использование пестицидов и агрохимикатов — за нарушение правил испытаний, транспортировки, производства, хранения, применения и иного обращения с ними, которое может повлечь причинение вреда окружающей среде, рассказал Зобнев.
Так, для граждан хотят ввести штрафы от 2 до 3 тысяч рублей (сейчас от 1 до 2 тысяч), для должностных лиц — от 30 до 40 тысяч (сейчас от 2 до 5 тысяч), для ИП — от 50 до 60 тысяч рублей или приостановление работы до 90 суток (сейчас от 2 до 5 тысяч рублей или закрытие предприятия на срок до 90 суток). Юрлиц предлагают наказывать штрафами от 250 до 350 тысяч рублей или приостановлением деятельности на срок до 90 суток (сейчас штрафы от 10-100 тысяч или закрытие компании на аналогичный срок). За повторное нарушение штрафы могут вырасти для граждан, должностных лиц, индивидуальных предпринимателей и юрлиц до 4 тысяч, 50 тысяч, 70 тысяч и до 450 тысяч рублей соответственно.
Принятие законопроекта будет способствовать защите прав граждан в случае нарушения регламентов применения пестицидов и агрохимикатов, отмечают авторы инициативы.
Не только из-за пчел
Нужно не только вносить изменения в КоАП, но и менять всю цепочку, связанную с применением пестицидов и агрохимикатов, считает первый зампред Комитета Совфеда по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Сергей Митин: «Прежде всего необходимо изменить сам 109-й Закон «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами», ввести ряд новых понятий, определить, как проходят испытания, госрегистрация, какие меры ответственности и так далее». И второе — надо вносить изменения в Уголовный кодекс, полагает он. «Ряд статей должны четко подпадать под уголовное преследование, поскольку часто неправильное обращение с пестицидами и агрохимикатами приводит к очень серьезным последствиям, связанными с гибелью не только пчел, но и других животных, птиц, нанесением непоправимого ущерба земле и в целом экологии. И конечно, это представляет опасность для здоровья и жизни людей», — сказал «Парламентской газете» Митин.
Так что пчелы, по его словам, это одна маленькая составляющая большой проблемы: «Погибли десятки тысяч зайцев, косуль, журавлей, в том числе животных и птиц, внесенных в Красную книгу. Это очень серьезные нарушения, предотвращение которых необходимо законодательно урегулировать». Сенаторы, по его словам, проработали большой комплекс законодательных изменений вместе с Минсельхозом и специалистами. «Планируем внести эти инициативы в установленном порядке в Госдуму в мае», — сообщил политик.
Это комплекс мер, по его мнению, снизит риски при применении пестицидов и агрохимикатов для здоровья человека, животных и состояния окружающей среды в целом.
Памятник природы областного значения "Степные склоны у с. Писаревка", расположенный на территории Кантемировского муниципального района.
Описание границ.
Северо-западная граница памятника природы начинается в точке примыкания правой стороны грунтовой дороги к лесной полосе (в 600 м на северо-восток от северо-восточной границы с. Талы) и проходит в северо-восточном направлении вдоль лесной полосы, не включая ее, затем граница памятника природы поворачивает на восток и юго-запад, и далее юго-восточная граница памятника природы идет по правой стороне грунтовой дороги, проходящей по пойменному лугу вдоль подножия мелового склона, не включая ее, затем граница памятника природы поворачивает на северо-запад, и далее юго-западная граница памятника природы проходит по правой стороне грунтовой дороги, не включая ее, до начальной точки северо-западной границы памятника природы.
Режим особой охраны территории памятника природы.
6.2.1. На территории памятника природы запрещается:
6.2.1.1. Деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятника природы, за исключением случаев предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
6.2.1.2. Рекреационная деятельность.
6.2.1.3. Строительство (размещение) объектов, не связанных с обеспечением функционирования памятника природы и населенных пунктов, расположенных в его границах.
6.2.1.4. Предоставление земельных участков для индивидуального жилищного строительства, а также для садоводства и огородничества.
6.2.1.5. Сбор и заготовка лекарственных растений, за исключением сбора и заготовки, осуществляемых гражданами для собственных нужд.
6.2.1.6. Проезд транспортных средств вне дорог, за исключением проезда специальных транспортных средств, транспортных средств, используемых для обеспечения функционирования памятника природы, а также проезда транспортных средств к земельным участкам правообладателей, расположенным на территории памятника природы (в случае отсутствия существующих подъездных дорог).
6.2.1.7. Стоянка транспортных средств, за исключением временной стоянки транспортных средств на дорогах или в специально отведенных местах.
6.2.1.8. Уничтожение или повреждение шлагбаумов, информационных знаков и указателей (аншлагов), ограждения территории памятника природы.
6.2.1.10. Проведение биотехнических мероприятий, способствующих концентрации диких копытных животных и (или) способствующих разрушению и ухудшению природной среды.
6.2.1.11. Выращивание лесных плодовых, ягодных, декоративных растений, лекарственных растений, посадочного материала лесных растений.
6.2.1.12. Создание лесных плантаций и их эксплуатация.
6.2.1.13. Заготовка живицы.
6.2.1.14. Проведение гидромелиоративных и ирригационных работ.
6.2.1.15. Выполнение работ по геологическому изучению недр и разработке месторождений полезных ископаемых.
6.2.1.16. Применение ядохимикатов, минеральных удобрений, химических средств защиты растений и стимуляторов роста, а также использование химических препаратов, обладающих токсичным, канцерогенным или мутагенным воздействием.
6.2.1.17. Создание объектов размещения отходов производства и потребления, радиоактивных, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ.
6.2.1.18. Захламление территории отходами производства и потребления.
6.2.1.19. Размещение кладбищ, скотомогильников.
6.2.1.20. Интродукция животных и растений.
6.2.1.21. Распашка земель.
6.2.1.22. Проведение взрывных работ.
6.2.1.23. Транзитный прогон скота.
6.2.2. Использование памятника природы допускается в следующих целях:
6.2.2.1. Сохранение в естественном состоянии природных комплексов, восстановление и предотвращение изменений природных комплексов и их компонентов в результате антропогенного воздействия.
6.2.2.2. Поддержание условий, обеспечивающих санитарную и противопожарную безопасность.
6.2.2.3. Предотвращение условий, способных вызвать стихийные бедствия, угрожающие жизни людей и населенным пунктам.
6.2.2.4. Осуществление научной деятельности.
6.2.2.5. Осуществление эколого-просветительской деятельности.
6.2.2.6. Реализация природоохранных мероприятий.
6.2.3. На территории памятника природы проведение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов, по уничтожению и (или) повреждению зеленых насаждений, а также проведение иных мероприятий и (или) работ, предусмотренное настоящим режимом особой охраны, допускается при условии согласования с департаментом природных ресурсов и экологии Воронежской области. Строительство, реконструкция объектов капитального строительства на территории памятника природы, предусмотренные настоящим режимом особой охраны, допускаются только после оформления разрешительной документации в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности.
Памятник природы областного значения "Кантемировка", расположенный на территории Кантемировского муниципального района.
Доводим до Вашего сведения, что 26 апреля 2024 года в 10.00 часов БУВО «Воронежский областной центр информационного обеспечения АПК» совместносМинистерствомсельскогохозяйстваВоронежскойобласти проводитинформационно-консультационныйсеминарвформатеонлайн - конференции на тему:«О проведении отбора для предоставления грантов «Агростартап»в2024годунареализациюпроектовсозданияи(или) развития хозяйств».Программа семинара представлена в приложении. Ссылка для регистрации в семинаре:https://my.mts-link.ru/j/36680677/25042024vrn
В соответствии с постановлениями Правительства Воронежской области от 29.06.2020 № 596 "Об утверждении Порядка предоставления из областного бюджета грантов "Агростартап" в форме субсидий на реализацию проектов создания и (или) развити хозяйств" министерство сельского хозяйства Воронежской области объявляет о проведении отбора для предоставления грантов "Агростартап" в 2024 году.
Прием документов для участия в конкурсном отборе осуществляется с использованием государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет".
Срок приема заявок 23.04.2024 08:00 - 23.05.2024 23:59
Более подробная информация по категориям получателей гранта, спискам документов для участия в конкурсном отборе, требованиям и условиям, которым должны соответствовать претенденты на получение грантов, размещена в объявлениях о проведении конкурсного отбора в информационной системе "Партал Воронежской области в сети Интернет" на странице министерства сельского хозяйства Воронежской области в разделе "Новости". Ссылка на объявление
Сельхозтоваропроизводителям нужно вносить в ЕФИС ЗСН информацию о севообороте, чтобы при внесении сведений о сборе урожая во ФГИС «Зерно» корректно отображались данные о полях и сельхозкультурах.
С 01.01.2024 при внесении во ФГИС «Зерно» данных об урожае необходимо указывать поля, с которых собран этот урожай, зарегистрированные в ЕФИС ЗСН.
Эти поля отображаются во ФГИС «Зерно» только после внесения в ЕФИС ЗСН данных о севообороте на каждом из них — это контрольный показатель интеграции двух систем.
С 1 марта 2024 года в России вводится обязательная маркировка и постановка на учёт всех сельскохозяйственных животных. О том, как будет проходить этот процесс, когда его нужно завершить и чем грозит отказ от обязательной маркировки, рассказали TV Губернии в Управлении ветеринарии Воронежской области.
Для чего нужен учёт
В прошлом году в Воронежской области было обнаружено несколько очагов сибирской язвы. Вовремя принятые меры тогда позволили быстро устранить опасность, однако эффективнее всё-таки предотвращать проблему, чем с ней бороться.
Для снижение рисков распространения заразных болезней, в том числе общих для человека и животных, было принято решение о повсеместной маркировке.
– Эта мера также поможет выявлять возможные источники и пути распространения возбудителей инфекции, позволит отследить перемещения животных или животноводческой продукции, – пояснили в Управлении ветеринарии.
Когда начнётся маркировка
О предстоящей обязательной маркировке животных стало известно ещё в прошлом году. 1 сентября 2023 года вступил в силу закон № 221-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О ветеринарии». Этот нормативный акт предусматривает обязательную маркировку сельскохозяйственных животных с учётом их в специальной электронной системе. По пословице, цыплят по осени считают. Однако новые правила учёта вводятся приказом Министерства сельского хозяйства РФ уже с 1 марта 2024 года. С этой же даты начинает действовать и Постановление Правительства РФ № 550 «Об утверждении правил осуществления учёта животных».
Какие установлены сроки маркировки
Установленные законом требования по маркировке животных распространяются и на крупные агрохолдинги, и на личные подсобные хозяйства (ЛПХ). Животные на домашних подворьях, которых хозяин содержит для собственных нужд, также могут стать распространителями инфекций. Поэтому и они подлежат учёту и контролю наравне с остальными.
Сроки учёта зависят от вида животных. Так, крупный рогатый скот и свиней на предприятиях и в ЛПХ надо успеть промаркировать до 1 сентября 2024 года. Мелкий рогатый скот – до 1 сентября 2026 года, пчёл – до 1 сентября 2025 года.
Домашнюю птицу в количестве свыше 10 голов необходимо промаркировать до 1 сентября 2026 года, а если птиц менее 10, то до 1 сентября 2029 года.
Для учёта служебных собак установлен срок – до 1 марта 2026 года.
Что же касается видов животных, подлежащих маркированию, то их перечень весьма обширен. Туда входит крупный рогатый скот, лошади, свиньи, овцы и козы, олени, пушные звери, кролики, служебные животные, домашняя птица (куры, утки, гуси, индейки, цесарки, перепела, страусы), пчёлы, рыбы и другие водные обитатели. Не забыли авторы перечня и о таких экзотических для Воронежской области животных, как верблюды, ослы и мулы.
Не подлежат учёту дикие животные, водные биологические ресурсы, а также животные, которые не являются сельскохозяйственными и принадлежат гражданам. А это значит, что кошек, собак, морских свинок, хомяков и т.д. маркировать не придётся.
На повторный учёт не нужно ставить животных, уже прошедших маркирование до 1 сентября 2023 года, а также маркированных животных, ввезённых из-за границы.
Как будет проходить маркирование
Процесс учёта животного будет для его владельца бесплатным независимо от формы собственности. А вот средство маркирования хозяева приобретают самостоятельно. Это может быть пластмассовая бирка, подкожный микрочип, болюс, кольцо или ошейник. Но в любом случае средство должно быть надёжно, безопасно для здоровья животного, а также — исключать возможность его использования повторно. Информация о маркированных животных вносится в федеральную информационную систему «ВетИС» (компонент «Хорриот»).
На средство маркирования должен быть нанесён уникальный номер, действительный в течение всей жизни животного. Или же, если речь идёт о микрочипе, этот номер записывается на запоминающее устройство.
Помимо индивидуального, предусмотрено и групповое маркирование, когда номер присваивается содержащейся в одном месте группе животных. Средство маркирования в этом случае располагается на помещении, где содержатся животные, например, пчелиный улей или крольчатник.
Какая ответственность грозит за отказ от маркировки
В соответствии с требованиями Закона РФ «О ветеринарии» владельцы животных обязаны обеспечить маркирование, а также представлять необходимые для учёта сведения. За отказ от проведения данной процедуры предусматривается административная ответственность. Статья 10.6 КоАП (нарушение правил карантина животных и других ветеринарно-санитарных правил) предусматривает наложение штрафа от 500 до 1 тыс. рублей (на граждан), от 3 до 5 тыс. рублей (на должностных лиц), от 10 до 20 тыс. рублей или приостановление деятельности на срок до 60 суток (на юрлиц).
ЦИФРА
Более 12 млн голов сельскохозяйственных животных и птицы, содержащихся в Воронежской области (80% от общего поголовья), уже зарегистрировано в федеральной информационной системе «ВетИС».
Пчеловодство является важной отраслью сельского хозяйства, которая занимается разведением пчел для производства меда, пчелиного воска и другой продукции. К сожалению, участились случаи, когда пчелы и другие опылители, оказываются под угрозой из-за деятельности человека. В последние десятилетия мировая популяция пчел сокращается из-за потери среды обитания, интенсивных методов ведения сельского хозяйства, изменения погоды и чрезмерного использования таких агрохимикатов, как пестициды. Это, в свою очередь, представляет угрозу для множества растений, имеющих жизненно важное значение для благополучия и средств к существованию человека. Для создания благоприятной экологической обстановки, недопущения случаев массовой гибели пчел, пчеловодам необходимо придерживаться определенных правил при осуществлении своей деятельности. 1. У каждого пчеловода должны быть документы на пасеку
- Ветеринарно-санитарный паспорт пасеки — самый важный документ, должен быть у каждого пчеловода.
- Ветеринарные свидетельства – документы для реализации пчёл (форма № 1), мёда (форма № 2) и других продуктов пчеловодства: прополис, молочко маточное, пыльца и перга (форма № 3);
- Справка о наличии личного подворья – содержит в себе информацию о наличии и численности пасеки. Требования к условиям содержания пчел отражены в «Ветеринарных правилах содержания медоносных пчел в целях их воспроизводства, разведения, реализации и использования для опыления сельскохозяйственных энтомофильных растений и получения продукции пчеловодства», утвержденных приказом Минсельхоза РФ от 23.09.2021 № 645 (начало действия -01.03.2022, срок действия до 01.03.2028). В настоящее время введена групповая маркировка пчел. Пчеловодам, заинтересованным в реализации продукции, для ведения своей деятельности необходимо быть зарегистрированными в информационной системе Россельхознадзора "Меркурий". Система "Меркурий" позволяет обеспечивать прослеживаемость товаров животного происхождения, своевременно выявлять в обороте некачественную и потенциально небезопасную продукцию. Партии меда должны проходить обязательную экспертизу, в которых устанавливаются предельные нормы токсичности и содержания различных примесей. В этом случае производитель должен получить ветеринарное свидетельство на продукцию, выдаваемое государственной ветеринарной службой. Такой документ оформляется в системе "Меркурий". Он предоставляется после комплекса исследований товара в аккредитованных лабораториях на органолептические данные (вкус, цвет, консистенция), состав, кислотность, наличие примесей и т.д. Сертификат подтверждает, что продукция пчеловодства обладает должным качеством и безопасна для потребителя. К обращению не допускаются мед и продукты пчеловодства: - имеющие измененные органолептические, физико-химические показатели; - содержащие натуральные или синтетические гормональные вещества. Не допускается наличие в натуральном меде и продуктах пчеловодства остатков лекарственных препаратов, которые применялись для лечения и обработки пчел. Производитель должен указывать информацию о содержании в такой продукции пестицидов. Контроль за деятельностью пчеловодов осуществляют государственные ветеринарные службы субъектов Российской Федерации. В частности, владельцы пасек должны оформлять на них специальные ветеринарно-санитарные паспорта, подав заявление на имя главного ветеринарного врача местности. Государственные ветеринарные врачи ежегодно проводят исследования на наличие инфекционных и паразитарных заболеваний у насекомых на пасеках, обработку против таких болезней и вносят данные об этом в ветеринарно-санитарные паспорта. Исследования проводятся в соответствии с ежегодными планами противоэпизоотических мероприятий, утвержденными государственными ветеринарными службами субъектов РФ.
Памятка действий пчеловода при гибели пчёл от ядохимикатов: