В Воронежской области готовятся ввести режим чрезвычайной ситуации из-за заморозков. В конце апреля и начале мая температура ночью местами опускалась до -10 градусов, что привело к гибели посевов.
Сильнее всего досталось садоводам – холода погубили почти половину завязи плодово-ягодных культур. Заморозки затронули и озимые – по предварительной оценке, пострадало более 10 тыс. гектаров. На посевах пшеницы появились рыжие пятна. Но дожди, которые прошли в первой декаде мая, благоприятно сказались на озимых. Они начинают отходить, но большого урожая с этих полей аграрии все равно уже не получат.
– Снижение урожайности на повреждённых местах будет достаточно высоким – до 50%, а в общем по полям где-то до 30%. Но хорошо, что выпали дожди. Они очень активно способствуют восстановлению озимой пшеницы, даже повреждённой морозами, – рассказал заведующий отделом аграрного центра имени Докучаева Владимир Гармашов.
– По предварительным подсчётам, в области погибло более 30 тыс. гектаров посевов. Большая часть – это сахарная свёкла. Аграриям приходится её спешно пересевать.
– Температура поднялась до 20 с лишним градусов тепла. Погодные условия позволили посеять такую культуру, как сахарная свёкла, что и было сделано. Но морозов никто не ожидал, естественно. Это было начало майских праздников, сахарная свёкла дала свои ростки, всё было нормально, но как случилось – так случилось. Здесь 120 гектаров. Вся погибла полностью, – рассказал заместитель главы крестьянско-фермерского хозяйства Виктор Кияшкин.
Режим ЧС власти планируют ввести, чтобы аграрии могли быстрее получить страховые выплаты за погибший урожай. Сейчас в облправительстве продолжают собирать информацию по районам и подсчитывать ущерб. Предварительно, он будет гораздо меньше того, что нанесли весенние заморозки прошлого года.
– Более 30 тыс. гектаров затронуто. Если взять по сравнению с прошлым годом, конечно, это намного меньше. В прошлом году более 342 тыс. гектаров у нас была гибель. Что касается плодово-ягодных культур, то, конечно, по сравнению с 2024 годом в разы меньше. Идёт полное обследование, мы всё увидим в ближайшие неделю, полторы, – рассказал заместитель председателя правительства Воронежской области Виктор Логвинов.
На длинных майских выходных на территории региона похолодало до -2 градусов. Заморозки продержались всю ночь и утро воскресенья.
14 мая 2025 года в 12:00 БУВО «Воронежский областной центр информационного обеспечения АПК» проводит информационно-консультационный семинар в формате онлайн-конференции на тему: «Меры государственной поддержки граждан, ведущих ЛПХ».
Программа:
Тема: Открытие информационно-консультационного семинара, модерация Спикер: Горелов Павел Геннадьевич — инженер по организации управления производством отдела консультационного обеспечения – центр компетенций БУВО «Воронежский областной центр информационного обеспечения АПК»
Тема: Меры государственной поддержки граждан, ведущих ЛПХ Спикер: Явкина Галина Ивановна — председатель СПКК «Межрегиональный обслуживающий сельскохозяйственный кооператив второго уровня» Спикер: Морозов Андрей Валерьевич — президент Российской саморегулируемой организации «Агроконтроль»
Этот праздник символ героического подвига советского народа, любви к Родине и несгибаемой воли к победе, мужества, и стойкости.
День Победы напоминает нам о тех событиях, благодаря которым каждый из нас имеет возможность жить!
День Победы - повод вспомнить и почтить память тех, кто отдал свою жизнь за свободу нашей Родины. Пусть каждый из нас осознаёт важность мирного неба над головой и делает всё возможное, чтобы сохранить мир и согласие между народами.
Пусть память о подвигах наших дедов и прадедов передается от поколения к поколению, вдохновляя всех нас ценить свободу, независимость и братство народов. Сегодня особенно важно помнить, насколько дорога эта победа, оплаченная нашими предками кровью и невероятными усилиями миллионов солдат и мирных жителей.
В связи с наступлением сезона полевых, строительных и других видов работ возникает необходимость перемещения негабаритной сельскохозяйственной техники, тяжеловесных и (или) крупногабаритных транспортных средств по автодорогам общего пользования. Такое перемещение строго регламентируется «Правилами дорожного движения», «Правилами движения тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства» и требует выдачи специального разрешения.
С 01.03.2024 года в силу вступили новые «Правила движения тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства», утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации №2060 от 01.12.2023 года («Правила…» прилагаются).
Выдача специального разрешения на перемещение по автодорогам общего пользования тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства на данный момент осуществляется в электронном виде. Специальное разрешение выдается на движение транспортного средства по определенному маршруту на срок, указанный в заявлении, но не более, чем на 135 календарных дней. В случае движения крупногабаритной сельскохозяйственной техники своим ходом в период с марта по ноябрь в пределах одного муниципального образования специальное разрешение выдается на движение такой техники по определенному маршруту на срок, указанный в заявлении, но не более, чем на 9 месяцев.
Для подачи заявлений в электронной форме необходимо зарегистрироваться на информационном ресурсе «Личный кабинет перевозчика» по ссылке: https://safe-route.ru/lk.
К заявлению необходимо приложить следующие документы (согласно п.п.10,11 Правил №2060):
- схему тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства (автопоезда) с изображением, в частности, размещения груза (при наличии груза) формируется в случае параллельного расположения транспортных средств в автопоезде схема прикладывается заявителем с указанием параметров;
- копию документов каждого транспортного средства (ПТС или свидетельство о регистрации транспортного средства, паспорта самоходной машины или выписку из электронного паспорта) - для транспортных средств, зарегистрированных органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники, а также зарегистрированных за пределами Российской Федерации;
- копию документа, подтверждающего полномочия представителя, если заявление подается представителем.
Представление заявителем документов, указанных выше, а также заявления осуществляется посредством Единого портала http://www.gosuslugi.ru//600474/1 или через Личный кабинет
перевозчика https://safe-route.ru/lk.
Обучающие материалы по регистрации и работе в «Личном кабинет перевозчика» доступны по следующей ссылке: https://rdm.rosavtodor.gov.ru/department/servisy-i-gosuslugi/tehpodderzhka.
По вопросам регистрации и работы в «Личном кабинете перевозчика» доступен автоматический консультационный центр технической поддержки по номеру 8-800-550-12-56.
Электронная почта службы технической поддержки «Личного кабинета перевозчика» Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..
За выдачу специального разрешения должна быть уплачена государственная пошлина после подачи заявления, но до принятия его к рассмотрению.
В хозяйствах района, вне зависимости от форм собственности, имеется 1079 тракторов, в том числе 99 импортных, 241 единица специальных тракторов, погрузчиков и самоходных машин; 283 зерноуборочных комбайна, 32 кормоуборочных комбайна; 17 свеклоуборочных комбайна; 632 культиватора; 533 сеялки, в том числе 60 посевных комплексов; 445 плугов и глубокорыхлителей; 262 дисковые бороны; 23 зерносушилки; 540 грузовых автомобилей и ряд другой техники.
В 2024 году сельхозпредприятиями района было приобретено более 8,9 тыс. тонн дизтоплива и более 1,1 тыс. тонн бензина на сумму более 700 миллионов рублей.
На текущий момент в хозяйствах имеется 1,8 тыс. тонн дизтоплива и более 0,12 тыс. тонн бензина. Практически все хозяйства топливом обеспечены, в хозяйствах создан его резервный запас. Но в то же время в нескольких хозяйствах резервный запас топлива пока не создан.
Созданный в осенне-зимний период 2023-2024 годов резервный запас в количестве более 2000 тн дизтоплива и 200 тн бензина позволил хозяйствам пройти период скачков цен на топливо и перебои с его поставками практически без потерь и срывов в выполнении работ.
В целом по предприятиям АПК района в 2024 году приобретено более 12,9 тысячи тонн дизтоплива и более 1,3 тысячи тонн бензина, более 180 тн масел на сумму более 900 млн рублей.
Расход топлива на 1 гектар пашни в 2024 году находится на уровне 2023 года и составил:
- дизтопливо – 50,1 кг
- бензин – 7,7 кг.
В настоящее время хозяйства ведут работу по приобретению недостающего количества топлива и созданию его резервного запаса.
За ремонтный период 2023-2024 годы отремонтированы 590 тракторов, 51 зерноуборочный комбайн, 8 кормоуборочных комбайнов, 6 свеклоуборочных комбайнов, 154 грузовых автомобиля, 495 культиваторов, 412 сеялок, 355 плугов и ряд другой техники. Несмотря на санкционные ограничения, в хозяйствах смогли подготовить к работе импортную технику.
Готовность машин в период выполнения работ составляла 96-98%. Наличие и готовность техники позволило выполнить в 2024 году весь цикл работ своими силами, в оптимальные сроки.
В настоящее время в хозяйствах ведется подготовка техники к работам 2025 года. За ремонтный период 2024-2025 годы отремонтировано 491 сеялка, 500 культиваторов, 381 плуг, 497 тракторов и ряд другой техники.
Сейчас ведется проработка вопросов дальнейшего финансирования работ по подготовке техники к работам 2025 года, вопросов приобретения запасных частей, узлов и агрегатов, полнокомплектных машин.
Намечена программа приобретения техники в 2025 году.
В 2024 году хозяйствами района, вне зависимости от форм собственности, приобретено 62 трактора, 11 зерноуборочных комбайнов, 1 кормоуборочный комбайн, 25 культиваторов, 21 дисковая борона, 27 сеялок, 21 плуг, 15 грузовых автомобилей, 1 зерносушилка, 9 погрузчиков, 2 самоходных опрыскивателя и ряд другой техники на сумму более 980 млн рублей.
8 машин переведены в собственность в связи с окончанием срока лизинга.
За период с 01.01.2025 года по 01.04.2025 года хозяйствами района, вне зависимости от форм собственности, приобретено 9 тракторов, 4 зерноуборочных комбайна, 3 грузовых автомобиля, 6 культиваторов, 4 сеялки, 6 дисковых борон и ряд другой техники.
Техническая и технологическая обеспеченность сельхозпредприятий и КФХ 2019-2025 гг
№
п/п
Показатели
Ед.
изм.
Годы
2019
2020
2021
2022
2023
2024
2025
1.
Энергообеспеченность
лс
240
264,1
266,1
275,1
282,1
288,2
288,5
2.
Приобретение:
Тракторы
шт
61
64
66
61
59
62
9
Комбайны зерноуборочные
шт
26
26
23
16
18
11
3
Комбайны кормоуборочные
шт
1
2
-
2
2
1
-
Комбайны свеклоуборочные
шт
1
-
3
-
-
-
-
Обновление парка техники сельхозпредприятий и КФХ
№
п/п
Показатели
% обновления
2019
2020
2021
2022
2023
2024
2025
1.
Тракторы
6,1
5,5
5,6
5,1
5,0
4,9
0,4
2.
Комбайны зерноуборочные
9,0
10,0
8,7
6,1
6,7
4,1
0,4
3.
Комбайны кормоуборочные
-
4,4
-
5,5
5,3
3
-
4.
Комбайны свеклоуборочные
14,3
-
20
-
-
-
-
Техника приобреталась как за счет собственных средств, так и за счет кредитов лизинга, льготных программ приобретения техники.
Постоянно ведется работа по внедрению машин, обеспечивающих повышение производительности труда, ресурсосбережение, применение прогрессивных технологий, внедрение систем спутниковой навигации и точного вождения агрегатов. Постоянно ведется работа по организации поставок техники на условиях Федерального и коммерческого лизинга.
Большое внимание уделяется работе по рассмотрению претензий по гарантийной технике. В 2024 году все претензии по качеству машин рассмотрены в пользу хозяйств.
Ежегодно проводится работа по организации поставки техники на длительное хранение. В 2024 году вся техника сезонного использования была собрана на машинные дворы и площадки для хранения и установлена на длительное хранение в соответствии с принятыми решениями районной и местных администраций.
Постоянно ведется работа по организации калибровки автоцистерн и госповерки весового хозяйства.
Наличие и готовность техники позволяет хозяйствам и предприятиям района выполнять практически любые виды работ своими силами и в оптимальные сроки.
Выработка на технику в 2024 году несколько выше уровня 2023 года и составляет:
- на 1 эт.трактор – 1230 эт.га
- на 1 условный зерноуборочный комбайн – 302 га
- на 1 условный кормоуборочный комбайн – 360 га
- на 1 условный свеклоуборочный комбайн – 460 га.
В 2024 году в сельхозпредприятиях района произошло 3 несчастных случая на производстве. Количество дней нетрудоспособности по этим случаям составило 79 дней, все случаи произошли в отрасли животноводства.
Работа по предотвращению производственного травматизма ведется постоянно. Затраты на проведение мероприятий по охране труда в 2024 году составили 9569 тысячи рублей, это на уровне 2023 года.
Хозяйствам постоянно оказывается помощь в организации работы по охране труда и пожарной безопасности, выдаются методические рекомендации по этим вопросам.
Ведется работа по организации обучения работников АПК. В зимний период 2024 года проведено обучение с последующей аттестацией с механизаторами, ИТР предприятий района по вопросам охраны труда, пожарной и экологической безопасности. Учеба и аттестация сотрудников проводились непосредственно в хозяйствах, а также в учебно-курсовых комбинатах, имеющих лицензию на проведение обучения.
В январе-марте 2024 года в учебно-курсовых комбинатах прошли обучение с последующей аттестацией 159 сотрудников хозяйств. В хозяйствах обучено и аттестовано 489 человек. Также были проведены обучающие семинары-совещания с работниками АПК по вопросам охраны труда, пожарной безопасности, оказания первой медицинской помощи. В этих семинарах приняло участие 173 человека.
В январе-марте 2025 года 132 сотрудника хозяйств и предприятий прошли обучение и аттестацию в учебно-курсовых комбинатах области. В хозяйствах и предприятиях района обучено и аттестовано 502 человека.
В 2024 году проводилась работа по организации посещений выставок, семинаров, проводимых как в районе, так и в Воронежской области, также была организована поездка работников АПК района на выставку Агросалон-2024 в город Москва.
Как приобрести или арендовать сельхозземли через торги, у частных собственников или государственных структур. «Агроэксперт» подготовил рекомендации по выбору участка, оформлению документов и изучил нюансы законодательства.
Сельхозземли — это территории за пределами населенных пунктов, используемые для сельскохозяйственного производства. Они включают угодья, участки под коммуникациями, транспортными путями, водными объектами и сельхозпостройками.
Эта категория земель играет стратегическую роль в обеспечении продовольственной безопасности страны. На них запрещено возведение объектов, не связанных с сельхозпроизводством. Важно отметить, что сельхозугодья подразделяются на несколько типов: пашни, сенокосы, пастбища, залежи и многолетние насаждения, каждый из которых имеет свой правовой режим и особенности использования.
Сделки с сельхозземлями регулируются ФЗ №101 от 24.07.2002 «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». При продаже таких земель преимущественное право покупки имеет регион или муниципалитет. Эта норма обеспечивает государственный контроль за стратегически важными земельными ресурсами и способствует планомерному развитию сельских территорий.
Приобретение земли через торги
Получение госземель сельхозназначения через торги включает следующие этапы:
Поиск информации о предстоящих торгах на сайтах местных администраций и на портале torgi.gov.ru (публикуется минимум за 30 дней до торгов). В документации содержатся характеристики участков: площадь, кадастровый номер, вид разрешенного использования, обременения и ограничения. Опытные участники торгов рекомендуют также выезжать на местность для визуального осмотра участка перед подачей заявки, чтобы оценить реальное состояние почв и доступность инфраструктуры.
Подготовка документации — заявление, копии документов, подтверждение внесения задатка (обычно 20–50% от начальной цены). Для юрлиц требуются устав, свидетельство о регистрации, решение о назначении руководителя, выписка из ЕГРЮЛ. Физлицам нужны паспорт, ИНН, для представителей — нотариальная доверенность. Важно проверить соответствие подготовленных документов требованиям аукционной документации, так как несоответствие может стать причиной отказа в допуске к торгам.
Участие в торгах — победителем аукциона становится предложивший наивысшую цену, а конкурса — предложивший лучшие условия использования. Торги могут проводиться очно или в электронном формате. Шаг аукциона обычно составляет 1–5% от начальной стоимости. Стратегия участия в торгах зависит от многих факторов, включая количество участников и ваш максимальный бюджет. Рекомендуется заранее определить предельную сумму, которую вы готовы заплатить, и не поддаваться эмоциям в процессе аукциона.
Заключение договора купли-продажи/аренды в течение 5–10 дней после торгов. При уклонении от подписания задаток не возвращается, а право на заключение может быть предложено участнику, предложившему следующую цену. При подписании договора необходимо внимательно проверять его условия, особенно в части обязательств по использованию земельного участка и возможных ограничений.
Регистрация прав в Росреестре в течение 7–10 рабочих дней с момента подачи заявления. После получения документов о праве собственности или аренды следует обратить внимание на необходимость оформления дополнительных документов, например, правоустанавливающих документов на доступ к участку или технических условий подключения к инженерным сетям.
Процедура аренды через торги идентична, но финальным документом выступает договор аренды.
Где можно приобрести сельхозземли?
Существует несколько способов приобретения сельхозземель:
Государственные и муниципальные торги. Плюсы: прозрачность и отсутствие посредников. Минусы: высокая конкуренция и возможное повышение цены. Для повышения шансов анализируйте статистику предыдущих торгов, оценивая уровень конкуренции и типичное превышение финальной цены над стартовой. Обратите внимание на сезонность: зимой конкуренция на торгах обычно ниже, что может позволить приобрести участок по более выгодной цене.
Сделки с частными собственниками. Предложения доступны на специализированных сайтах или через риелторов. Продавец обязан уведомить власти о намерении продать участок. Если в течение 30 дней не поступит заявление о желании приобрести землю, владелец может продать ее любому покупателю. Тщательно проверяйте правоустанавливающие документы, отсутствие обременений и долгов по налогам. Запросите выписку из ЕГРН и проверьте фактические границы участка. Для снижения рисков рекомендуется использовать аккредитивную форму расчетов, при которой деньги передаются продавцу только после регистрации права собственности покупателя.
Покупка доли в общей собственности. Учитывайте преимущественное право других совладельцев. Требуется письменное уведомление всех дольщиков через публикацию в СМИ или заказными письмами. Сделку можно заключать только после их отказа или истечения месячного срока. Владение долей в общей собственности имеет свои особенности — для выделения земельного участка в натуре потребуется согласование с другими собственниками или судебное решение.
Организация фермерского хозяйства с последующим получением земли из госфонда. Этот путь требует разработки бизнес-плана и регистрации КФХ. В некоторых регионах действуют программы поддержки начинающих фермеров со льготными условиями предоставления земли. Важный аспект — наличие сельскохозяйственного образования или опыта работы в аграрном секторе может стать решающим фактором при рассмотрении заявки на предоставление земельного участка.
При выборе участка оценивайте не только цену, но и качество почвы, наличие водоснабжения, логистическую доступность и близость к рынкам сбыта. Рекомендуется также изучить историю использования участка — длительно не обрабатываемые земли могут потребовать значительных затрат на восстановление плодородия.
Актуальные изменения в законодательстве
Недавние изменения в регулировании оборота сельхозземель:
Упрощение доступа для фермеров — возможность получения земли без конкурсных процедур, если участок предназначен для этих целей в документах территориального планирования. Фермеры получили право на первоочередное рассмотрение заявок на предоставление земельных участков из госфонда. Это особенно актуально для регионов с большим количеством неиспользуемых сельхозземель и направлено на стимулирование развития малых форм хозяйствования.
Уточнение преимущественного права — конкретизированы процедуры и сроки уведомления о продаже. Установлена четкая последовательность: сначала право имеет субъект РФ, затем муниципальное образование, и только после их отказа — иные лица. Это повысило прозрачность процедуры и защитило интересы всех участников земельных отношений.
Развитие электронных торгов — расширило доступность и улучшило информирование о предстоящих аукционах. Электронный формат сделал процедуру доступной из любой точки страны и обеспечил контроль за соблюдением правил. Это способствовало развитию конкуренции и более справедливому формированию цен на земельные участки.
Пересмотр методологии расчета кадастровой стоимости сельхозугодий. Новая методика учитывает не только тип угодий и местоположение, но и качество почв, наличие мелиоративных систем, климатические условия. Это привело к более справедливой оценке земельных участков и соответствующей корректировке налоговой нагрузки.
Усиление контроля целевого использования — ужесточены санкции вплоть до изъятия участка при нецелевой эксплуатации. Земельный контроль осуществляется с использованием спутникового мониторинга и беспилотников, что позволяет выявлять нарушения на ранних стадиях. Эта мера направлена на сохранение сельхозугодий и повышение эффективности их использования.
Аренда земли без торгов
Законодательство предусматривает несколько вариантов аренды сельхозземель без участия в торгах:
Для создания КФХ (крестьянско-фермерского хозяйства) — участок может быть предоставлен без торгов, если он включен в соответствующий перечень. Требуется заявление с указанием кадастрового номера и обоснованием целевого использования. Максимальный размер определяется региональным законодательством. В некоторых регионах существуют льготы по арендной плате для начинающих фермеров, что делает этот вариант особенно привлекательным для старта сельхозбизнеса.
Переуступка прав аренды — действующий арендатор может передать свои права третьему лицу, если это не запрещено договором. Все условия первоначального договора, включая срок и размер платы, сохраняются. Убедитесь, что у арендатора нет задолженности. Этот способ позволяет избежать конкурсных процедур и получить участок, уже подготовленный к сельскохозяйственной деятельности.
Продление договора с добросовестным арендатором — при надлежащем исполнении обязательств арендатор имеет преимущественное право на заключение нового договора. Необходимо уведомить арендодателя не менее чем за 3 месяца до окончания действующего договора. Своевременная оплата и целевое использование земли являются ключевыми критериями для признания арендатора добросовестным.
Для сенокошения, выпаса скота, огородничества или ЛПХ (личного подсобного хозяйства) за пределами населенных пунктов. Такие участки предоставляются на срок до 3–5 лет с возможностью продления. Приоритет отдается местным жителям и льготным категориям. Арендная плата за такие участки обычно существенно ниже, чем за земли для коммерческого сельхозпроизводства.
Предоставление земли, образованной при разделе участка, находившегося в постоянном (бессрочном) пользовании юридического лица.
Размер арендной платы определяется методикой, утвержденной региональными или местными властями, обычно как процент от кадастровой стоимости (0,3–2%).
Кто может приобретать или арендовать сельхозземли?
Юридический статус приобретателя в большинстве случаев не является решающим фактором, но существуют нюансы:
Граждане РФ могут становиться собственниками сельхозземель без ограничений по площади (если иное не установлено региональным законодательством). Для ЛПХ могут устанавливаться лимиты 0,5–2,5 га, для фермеров — 10–20% от общей площади сельхозземель в муниципальном образовании.
Российские юридические лица также имеют право на приобретение сельхозземель, однако регионы могут устанавливать ограничения по максимальной площади владения. Это направлено на предотвращение монополизации земельного рынка.
Иностранные граждане, лица без гражданства и зарубежные компании не могут приобретать сельхозземли в собственность, но имеют право арендовать их. Ограничения также распространяются на юридических лиц с иностранным участием более 50%. В приграничных территориях могут действовать дополнительные ограничения даже на аренду земель.
Возможность аренды государственных и муниципальных сельхозземель доступна всем категориям субъектов на одинаковых условиях, если иное не предусмотрено законом.
Покупать или арендовать: что выгоднее?
Преимущества покупки:
Полные права на распоряжение участком (продажа, наследование, залог).
Отсутствие регулярных платежей (только земельный налог, обычно ниже арендной платы).
Потенциальный рост стоимости земли как долгосрочная инвестиция.
Возможность получения кредитов под залог участка.
Большая свобода в выборе культур и технологий обработки.
Недостатки покупки:
Высокие единовременные затраты.
Сложная юридическая процедура с учетом преимущественных прав.
Риски изменения целевого назначения или обременения сервитутами.
Преимущества аренды:
Меньшие первоначальные вложения.
Отсутствие рисков обесценения земельных активов.
Возможность прекращения деятельности с минимальными потерями.
Гибкость в реагировании на изменения рыночной конъюнктуры.
Возможность льготной аренды государственных земель.
Недостатки аренды:
Необходимость регулярных платежей с возможным повышением.
Ограниченные права распоряжения участком.
Невозможность использования земли как залога.
Риск непродления договора.
Ограничения в строительстве капитальных объектов.
При выборе между покупкой и арендой учитывайте финансовые возможности, планируемый срок использования, качество земли и расположение участка. Для долгосрочной деятельности покупка может быть экономически обоснованной, для пробных проектов предпочтительнее аренда.
Оптимальной часто является комбинированная стратегия: аренда на начальном этапе с последующим приобретением наиболее подходящих участков по мере развития бизнеса. Такой подход позволяет минимизировать риски на старте и постепенно формировать собственную земельную базу для устойчивого развития.
Источники
Муслимат А. А. О преимущественном праве покупки земель сельскохозяйственного назначения. 2021. [Электронный ресурс] // CyberLeninka.
Федеральный закон от 24.07.2002 № 101-ФЗ (ред. от 26.12.2024) «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Статья 8. Купля-продажа земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения. [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс.
«Земельный кодекс Российской Федерации» от 25.10.2001 № 136-ФЗ (ред. от 26.12.2024) (с изм. и доп., вступ. в силу с 19.01.2025). ЗК РФ Статья 77. Понятие и состав земель сельскохозяйственного назначения. [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс.
Иващенко Србуи Саргисовна. Земли сельхозназначения. 2024. [Электронный ресурс] // ELS24.
Оккель С. А. Земли сельскохозяйственного назначения и особенности их оценки. 2016. [Электронный ресурс] // CyberLeninka.
Аграрии для получения субсидии на оплату договора агрострахования с господдержкой освобождаются от обязанности предоставлять ряд документов, которые требуются для получения господдержки по другим направлениям – такую меру озвучил премьер-министр Михаил Мишустин на заседании Правительства России 30 апреля.
Данная мера вводится в рамках корректировок в Госпрограмму развития сельского хозяйства, которые охватывают целый комплекс вопросов, сообщил Михаил Мишустин. В частности, они коснутся порядка получения субсидий по направлениям, в перечень которых входит и агрострахование.
«Чтобы оформить субсидию, сейчас нужно подать целый пакет документов. Среди них – подтверждение на право пользования земельными участками для сельхозпроизводства и отсутствие просроченной задолженности за услуги мелиорации, а также сведения из государственного реестра земель сельхозназначения. Для сбора всех данных необходимо время, поэтому мы облегчим процедуру. В отношении тех, кто оформляет агрострахование с господдержкой, такая норма вообще будет отменена», – заявил председатель правительства.
Для остальных получателей объединённой субсидии по другим направлениям поддержки АПК Правительство приостанавливает действие этих требований до 1 января следующего года. «Важно сделать подготовку таких документов проще, в том числе за счёт более широкого применения цифровых решений и межведомственного документооборота», — подчеркнул Михаил Мишустин.
«Как отмечал Президент, сельское хозяйство прочно вошло в число наиболее успешных, динамичных отраслей национальной экономики, стало одним из значимых факторов укрепления нашего суверенитета. Учитывая запросы производителей и требования рынка, Правительство последовательно поддерживает этот сектор», — указал глава правительства.
«Этим решением Правительство еще раз подчеркивает особую важность развития системы агрострахования как механизма защиты отрасли сельского хозяйства от погодных рисков. Оно снимает возникшие на данный момент вопросы со стороны региональных органов АПК по практической организации субсидирования уже заключённых либо планируемых к заключению в данном сезоне договоров страхования, и, конечно, помогает сельхозпроизводителям», – прокомментировал президент Национального союза агростраховщиков Корней Биждов, его слова приводятся в релизе организации. Он добавил, что союз продолжает работу организации страховой защиты весеннего сева в соответствии с задачами по ее расширению, обозначенными ранее Правительством России.
Ранее на заседании Правительства России 18 апреля премьер-министр Михаил Мишустин сообщил, что охват посевов страховой защитой в 2024 г. достиг рекордного уровня в 20%. «Следует нарастить агрострахование, чтобы уменьшить потери аграриев из-за любых изменений погоды – заморозков, пожаров, паводков либо засухи», – указал тогда премьер-министр.
7 мая 2025 года в 10:00 БУВО «Воронежский областной центр информационного обеспечения АПК» проводит информационно-консультационный семинар в формате онлайн-конференции на тему: «Грант «Семейная ферма» — инструмент поддержки действующих КФХ – субъектов МСП».
Программа:
Тема: Открытие информационно-консультационного семинара, модерация Спикер: Горелов Павел Геннадьевич — инженер по организации управления производством отдела консультационного обеспечения – центр компетенций БУВО «Воронежский областной центр информационного обеспечения АПК»
Тема: Грант «Семейная ферма» — инструмент поддержки действующих КФХ – субъектов МСП Спикер: Явкина Галина Ивановна — председатель СПКК «Межрегиональный обслуживающий сельскохозяйственный кооператив второго уровня» Спикер: Морозов Андрей Валерьевич — президент Российской саморегулируемой организации «Агроконтроль»